МОГУТ ЛИ НЕ ВЕРНУТЬ ДЕПОЗИТ, ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ДОКАЗАТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СРЕДСТВ?

На прошлой неделе заголовки газет пестрили сообщениями, что, мол, со второго полугодия 2016 года при снятии средств со своего банковского вклада вам придется объяснить их происхождение – в противном случае, банк может отказать вам в выдаче ваших денег. Давайте попробуем разобраться, сколько в этом утверждении правды?

Прежде всего, давайте поймем, откуда вообще взялась эта новость? Все очень просто: на конференции «Банковская система России — 2016: практические вопросы надзора и регулирования» заместитель директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский заявил, что: «Пока процедура амнистии капитала не завершена, Банк России или финансовый мониторинг не будут настаивать на реализации права банков при определенных обстоятельствах получать от своих клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств. […] Мы планируем подойти к этой работе во втором полугодии 2016 года».

Итак, как часто бывает, эта достаточно нейтральная фраза была истолкована журналистами как «Со второго полугодия 2016 года ЦБ будет требовать от банков сведения о происхождении средств граждан». Заголовок громкий, но я не уверена, что господин Ясинский имел в виду именно это.

Идем дальше. Для многих, вероятно, это будет новостью, но на самом деле право у банков запрашивать подтверждающие документы существует уже достаточно давно – как минимум с середины прошлого года, когда приняли поправки в «антиотмывочный» закон 115-ФЗ, приведя его в соответствие с требованиями FATF (межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма). Кроме того, в декабре прошлого года Центробанк издал положение № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов…», уточняющее эти нормы. При этом никаких конкретных критериев, которыми банки должны руководствоваться при проверке источников клиентских денег, ни в законе, ни в положении не содержится.

В тексте 115-ФЗ, впрочем, есть список «операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю» (статья 6), согласно которому контролю подлежат операции на сумму более 600 тыс. рублей. При этом, закон обязывает банк извещать Росфинмониторинг о подобных операциях, но не позволяет кредитной организации отказать вам в выдаче ваших средств. Максимум, что может сделать банк в подобной ситуации – заблокировать счет для проверки на предмет отмывания средств (не более чем на 5 рабочих дней). Теоретически, Росфинмониторинг может инициировать проверку вашего счета (с блокировкой до 30 дней), однако это происходит относительно редко. В целом, запрет на выдачу ваших средств может быть реализован только по решению суда, постановлению следственных органов или судебных приставов. Собственно, об этом говорит и сам ЦБ: «Банки не имеют права не возвращать деньги своим клиентам согласно действующему законодательству».

Итак, что же получается? С одной стороны, у банков есть право требовать у вас документы, подтверждающие происхождение ваших средств. С другой стороны, у них нет права отказать вам в выдаче ваших средств, равно как и у вас нет обязанности предоставлять какие-либо дополнительные документы.

Как это часто бывает в российской действительности, получается определенный юридический парадокс: ЦБ дает право банкам запрашивать дополнительную информацию, но не дает никаких инструментов для реализации этого самого права и не вводит никакой ответственности за непредоставление этих сведений. Теоретически, безусловно, в банке вам могут отказать в выдаче ваших средств, но это будет незаконно – и вы смело можете отправляться в суд. На практике, конечно, лучше не ругаться и пытаться решить вопрос мирно – зачастую операционисту вообще плевать на вас и ваши деньги — ему просто надо что-то вписать с ваших слов в специальное поле в анкете.

Я допускаю, что потенциально определенная часть людей может столкнуться с проблемами при снятии своих средств, но это в любом случае будут скорее проблемы не с банком, а с Росфинмониторингом. А эти риски были всегда, и никакой новости в этом я не вижу.

В общем, это классический случай громкого заголовка: на самом деле, ситуация никак не изменилась и абсолютному большинству вкладчиков подобные проблемы не грозят.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz