ПОЧЕМУ ЦЕНА ОДНОЙ АКЦИИ РАЗНЫХ КОМПАНИЙ КОЛЕБЛЕТСЯ ОТ НЕСКОЛЬКИХ КОПЕЕК ДО ДЕСЯТКОВ И СОТЕН ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ?

Пожалуй, один из самых частых вопросов у начинающих инвесторов – это именно вопрос о стоимости различных акций. Привычное бытовое мышление подсказывает, что чем дороже стоит одна акция той или иной компании, тем дороже оценивается и вся компания целиком – и это, как ни странно, неверная логика, поскольку стоимость акции сама по себе не имеет практически никакого значения. Не верите? Читайте дальше, и я вам легко это докажу.

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, следует для начала понять, как образуется стоимость акции той или иной компании на бирже.

Начинается все, очевидно, с момента основания компании. Учредители вносят средства или имущество в уставной капитал компании, которыми они оплачивают акции компании. Количество акций компании устанавливается произвольно, а номинал одной акции равен капиталу, деленному на количество акций. Например, если учредители вносят 100 рублей и выпускают 10 акций, то номинал одной акции будет равен 10 рублям (100/10). Номинал акции (равно как и их количество) – величины условные: при капитале в 100 рублей нет никакой разницы, будете вы владеть 5 акциями по 10 рублей каждая или же 50 акциями по 1 рублю каждая – вы все равно будете владеть 50 рублями в капитале организации, или же 50%. Таким образом, важна не стоимость акции сама по себе, а стоимость той части компании, которой вы владеете.

Предположим, что теперь наша компания решила провести публичное размещение своих акций. Для этого она нанимает специальную организацию (называется «андеррайтер»), чья задача – разместить пакет акций на бирже. Для этого проводятся встречи с потенциальными инвесторами, и андеррайтер пытается определить спрос на эти акции. Условно говоря, приходит андеррайтер в какой-нибудь крупный фонд и говорит: «друзья, мы готовим размещение такой-то компании. Не хотите прикупить их акций по 5 долларов за штуку? А по 3 доллара?». Тут важно соблюсти баланс: с одной стороны, компания заинтересована в максимальной цене за свою акцию (поскольку количество акций не меняется, то чем выше стоимость одной акции – тем дороже стоит вся компания), с другой – андеррайтер получает комиссию от объема размещенных бумаг (то есть, он может быть заинтересован в более низкой цене, но зато более высоких объемах – как, собственно, и сами инвесторы). В результате получается некая рыночная цена – сумма, которая является компромиссом между желаниями всех сторон. При этом получившаяся цена в большинстве случаев не имеет ничего общего с номиналом акции и никак с ним не связана. Наконец, пакет акций размещается по согласованной цене, после чего компания начинает торговаться на бирже, а динамика ее дальнейших котировок определяется рынком – и, обратившись к добросовестному брокеру, вы тоже можете стать участником этого самого рынка.

Соответственно, стоимость компании определяется не исключительно стоимостью ее акций, а произведением цены акций на их количество – это называется «рыночной капитализацией». Таким образом, если у нас есть компания А, у которой выпущено 10 акций, а стоимость одной акции равна 100 рублям, то ее капитализация составляет 10 х 100 = 1 000 рублей. Одновременно, капитализация компании Б, у которой выпущено 100 акций стоимостью 10 рублей каждая, будет также равна 1 000 рублей. Таким образом, несмотря на то, что стоимость одной акции компании А в 10 раз дороже стоимости одной акций компании Б, обе компании будут стоить одинаково (1 000 рублей) – именно поэтому цена акции сама по себе несет мало смысла.

Количество выпущенных акций определяется компанией самостоятельно и зависит от множества как объективных, так и не очень факторов. Кроме того, компания в любой момент может либо увеличить число выпущенных акций путем деления уже существующих (это называется «сплит»), либо, напротив, уменьшить их число путем объединения («обратный сплит»). Так, например, ВТБ, перед тем как провести свое знаменитое «народное IPO», провел сплит своих акций, в результате чего номинал акции уменьшился с 1 тысячи рублей до 1 копейки, а количество акций, соответственно, пропорционально выросло. Зачем это было сделано? Простой маркетинг: уговорить пенсионера купить 1 акцию банка за тысячу рублей – довольно сложно («Зачем мне одна акция?!»), а вот 100 000 акций за ту же тысячу рублей – намного проще («Я теперь серьезный акционер ВТБ, ведь у меня тысячи их акций!»). Никакой разницы, кроме как психологической, между этими двумя вариантами, конечно же, нет — доля от общего количества акций одинаковая. При этом существуют и различные объективные причины для сплита своих акций: так, например, в 2011 году АЛРОСА провели сплит, в результате чего 1 акция превратилась в 27 тысяч акций – падение стоимости акций позволило повысить ликвидность актива (так как нельзя купить часть акции, то слишком высокая стоимость за 1 акцию может отрицательно сказываться на ликвидности). Или же, к примеру, можно вспомнить Apple: их недавний сплит позволил им наконец-то попасть в индекс Доу Джонса (из-за особенностей методологии составления индекса, высокая стоимость акций компании не позволяла им ранее войти в индекс).

Итак, что вам нужно обязательно запомнить:

1)      Цена акции не имеет смысла для целей сравнения разных компаний между собой – необходимо смотреть на капитализацию.

2)      Количество выпущенных акций зависит исключительно от желания компании – она может выпустить 10 акций, а может – 10 миллиардов.

3)      Номинал акции – довольно бессмысленный показатель для большинства инвесторов, не имеющий никакого отношения к рыночной стоимости акций (бывают, конечно, исключения, но это уже тема для отдельной статьи…)

4)      Количество акций ни о чем вам не скажет — необходимо смотреть на долю от выпущенных акций.

5)      Изменение количества акций в рамках сплита (обратного сплита) не меняет вашу долю в компании.  

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz