СКАНДАЛ С VOLKSWAGEN ИЛИ ЧЕМ ОПАСЕН ОПЕРАЦИОННЫЙ РИСК

Недавний скандал с компанией Volkswagen, которую уличили в использовании устройств, позволявших обходить экологические нормы, является хорошим примером тех рисков, с которыми может столкнуться каждый инвестор. Как же так получилось, что один из ведущих мировых автоконцернов и локомотив всей немецкой экономики в один момент потерял половину своей капитализации и столкнулся с реальной перспективой банкротства в виду штрафов и многомиллиардных исков?

Часть первая: обман длиной в 10 лет

Чтобы разобраться во всей этой истории, необходимо вернуться в начало 2005 года, когда главой Фольсквагена был назначен Вольфганг Бернхард. Под руководством нового главы Фольксваген стал разрабатывать новый дизельный двигатель с прицелом на рынок Северной Америки, где доминировали их американские и японские конкуренты. Проблема заключалась в том, что в Америке используются очень строгие экологические нормы и существующие технологии концерна были недостаточны для того, чтобы им соответствовать – именно так и было принято решение разработать софт, который распознавал бы режим тестирования американского Агентства по защите окружающей среды и подстраивал работу двигателя так, чтобы уровень выбросов не выходил за допустимые рамки. В начале 2007 года Ауди (дочка VW) представляют свой новый дизельный мотор на автошоу в Детройте, а уже в сентябре 2007 года на международном автосалоне во Франкфурте немецкая организация по защите окружающей среды DUH заявляет, что реальный объем выбросов представленного двигателя на 45% превышает обещанные производителем значения – тем не менее, никакой реакции ни от властей, ни от самой компании не следует.

В последующие годы популярность нового дизельного двигателя растет, и он ставится на все большее и большее количество автомобилей концерна: Tiguan, Jetta, Polo, Passat и другие. Более того, в 2008 году VW Jetta TDI получает награду автосалона в Лос-Анджелесе за самый экологичный автомобиль года – первый дизельный автомобиль, удостоившийся подобного признания.

Ситуация чуть было не стала известна в 2011 году, когда один из техников VW обнаружил обман и доложил об этом своему боссу. Начальник не предал сообщение огласке и, по странному совпадению, с тех пор внушительно вырос внутри компании.

Обман вскрылся лишь в начале 2014 года, когда очередная организация по защите окружающей среды (на этот раз ICCT) заявила, что две модели концерна превышают нормы выброса вредных веществ аж в 35 раз. В течение года компания активно пытается скрыть факт манипулирования тестовыми данными, однако, в июле 2015 года группа наконец-то признает проблему. В сентябре скандал становится публичным, а акции компании дешевеют почти вдвое. Концерну грозят многомиллиардные штрафы и необходимость отзыва значительного количества автомобилей, а перестановки в менеджменте и удар по бренду еще долгое время будут негативно влиять на перспективы компании.

VW

 

Часть вторая: что же пошло не так?

История Volkswagen является хорошим примером реализации так называемого «операционного риска» — риска убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий. К сожалению, даже самый тщательный анализ финансовой отчетности компании не всегда укажет вам на все потенциальные риски: всегда есть вероятность того, что у компании «внезапно» что-то пойдет не так – будь то внезапное падение спроса на продукцию или же, как в случае с VW, реализация рисков, заложенных еще десять лет назад.

Если пытаться найти ответ на вопрос «что же пошло не так в случае с VW?», то я бы, пожалуй, обратила внимание на два фактора. Первый – это попытка захвата рынка Северной Америки «любой ценой»: если бы в свое время менеджмент компании не ставил краткосрочную выгоду (быстрый захват рынка) выше долгосрочных рисков (использование обманного софта), то вполне возможно, что сегодня концерн бы чувствовал себя много лучше.

Второй фактор, на который многие почему-то закрывают глаза – это правильный лоббизм. Давайте вспомним пару недавних громких скандалов с автопроизводителями в США. Во-первых, вспоминается скандал с General Motors, в чьих автомобилях обнаружились проблемы с зажиганием, повлекшие за собой гибель 174 человек и сотни увечий – компания была оштрафована на 900 млн долларов США. Другой громкий пример – Тойота была оштрафована на 1,2 млрд долларов США за проблемы с внезапным ускорением машин, повлекшим гибель как минимум 5 человек. Теперь сравните эти цифры со штрафом, который, как ожидается, придется уплатить VW – 18 млрд долларов США. При этом их автомобили, хоть и загрязняли воздух, не привели непосредственно ни к чьей гибели – однако штраф, как видно, в разы больше. В чем же дело? Разгадка весьма проста: General Motors потратили почти 170 млн долларов США на американские предвыборные кампании и прочий лоббизм. Сколько потратили VW? 17 млн долларов, то бишь в 10 раз меньше – именно поэтому некоторые компании отделываются «легким испугом», а другие вынуждены уплачивать многомиллиардные штрафы. Да, подобная практика не слишком приятна с моральной точки зрения, однако, с точки зрения бизнеса лоббизм (в той или иной форме) критически важен.

 

Часть третья: что дальше?

Скандал, с которым столкнулся Volkswagen, безусловно является весьма негативным событием не только для самой компании, но и для немецкой экономики в целом — тем не менее, важно помнить, что негатив для одних — это возможность заработать для других. Как же можно постараться извлечь для себя пользу из подобных историй?

Прежде всего нужно понимать важность автоконцерна для немецкой экономики, которая очень сильно зависит от экспорта: на автокомпании и их поставщиков приходится примерно 40% ВВП Германии. Более того, Volkswagen является локомотивом немецкой экономики и крупнейшей по выручке компанией в стране — очевидно, что проблемы у столь важного экономического агента отрицательно скажутся на макроэкономических показателях региона.

Дальше все упирается в то, как именно будет развиваться дальнейшая ситуация. Во-первых, судя по всему, немецкие власти были в курсе махинаций VW с их двигателем — и, в случае если это будет доказано, можно ожидать продолжения развития скандала, что, скорее всего, негативно скажется на стоимости немецких активов. Во-вторых, и это является основным риском, может вскрыться, что VW был далеко не единственным автоконцерном, который прибегал к подобным хитростям для прохождения экологических тестов — в таком случае, можно ожидать дальнейшего падения не только акций VW, но и других автопроизводителей тоже. Впрочем, любые дальнейшие негативные новости относительно VW могут потянуть вниз весь сектор, даже если они не будут касаться других автопроизводителей: инвесторы могут начать избавляться от подобных активов на фоне опасений, что сейчас не дай бог вскроются подобные махинации и у других участников данного рынка. Наконец, возможен и позитивный сценарий, когда история с VW не получает особого продолжения — в таком случае есть смысл либо вложиться в подешевевшие акции конкурентов VW, либо, если вы любите риск/инвестируете с длинным горизонтом, то можно купить акции Volkswagen: учитывая глубину уже случившегося падения котировок, инвестиции в автоконцерн могут потенциально принести внушительный доход — при условии, что концерн выживет, само собой.

В заключение хочу сказать, что, хотя подобные истории весьма и весьма редки, они все же происходят – и предсказать реализацию операционного риска зачастую практически невозможно. Именно поэтому я постоянно твержу про диверсификацию активов – те инвесторы, которые держали большую долю акций VW в своем портфеле, расстались со значительной долей своих накоплений, а вот удар от всей этой истории по тем инвесторам, которые диверсифицировали свои вложения, был намного меньше.  

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz