ВНЕШНИЙ ДОЛГ ИЛИ ПОЧЕМУ БЫТЬ ДОЛЖНЫМ ВСЕМ – ЭТО НЕ СМЕРТЕЛЬНО

В последнее время мне на глаза все чаще и чаще попадаются различные популистские статьи на тему огромного внешнего долга США – мол, посмотрите на этот колосс на глиняных ногах, да они же всем должны кучу денег! Подобная риторика является ярким свидетельством того, что люди не понимают, что такое внешний долг и как правильно оценивать его уровень. К счастью, Твоя Мама опять позаботилась о тебе и сейчас подробно все расскажет.

Прежде всего, давайте определимся с терминами. Внешний долг государства (external debt) – это сумма государственного (public) и частного долга (private debt) к погашению перед нерезидентами. Иными словами, это сумма всех долгов правительства и компаний перед иностранными инвесторами. Поскольку все страны отличаются друг от друга по размеру, населению и уровню экономической эффективности, значение внешнего долга в абсолютном выражении является довольно бессмысленным показателем. Для того, чтобы можно было сравнивать между собой разные страны, чаще всего используется относительный показатель – отношение внешнего долга страны к ее ВВП, что наиболее точно отражает уровень долговой нагрузки каждого государства. При этом, данный уровень значительно варьируется: от 0% у Брунея до 36 000% у Люксембурга.

Страна Внешний долг
(млн. $
)
Дата Внешний долг         (% к ВВП)
1  США 18 362 496 2015 109,9 %
2  Европейский союз 17 950 000 2012 101 %
3  Великобритания 9 959 965 2013 396 %
4  Германия 5 717 000 2012 159 %
5  Франция 5 371 000 2012 236 %
6  Япония 3 017 000 2012 64 %
7  Нидерланды 2 935 000 2012 70 %
8  Италия 2 604 000 2012 144 %
9  Люксембург 2 504 000 2012 36 000 %
10  Испания 2 164 000 2012 137 %
11  Швейцария 1 544 000 2012 417 %
12  Австралия 1 480 000 2014 151 %
13  Бельгия 1 424 000 2012 338 %
14  Канада 1 331 000 2012 88 %
15  Сингапур 1 174 000 2012 346 %
16  Гонконг 1 109 000 2013 290 %
17  Швеция 1 039 000 2012 188 %
18  Австрия 812 000 2012 194 %
19  КНР 784 800 2013 9 %
20  Норвегия 698 900 2013 201 %
21  Финляндия 586 900 2012 266 %
22  Дания 586 700 2012 244 %
23  Греция 568 700 2012 234 %
24  Россия 555 862 2015 25 %
25  Португалия 508 300 2012 232 %
26  Бразилия 475 900 2013 22 %
27  Республика Корея 430 900 2013 36 %
28  Индия 412 200 2013 23 %
29  Польша 365 200 2013 71 %
30  Турция 359 500 2013 44 %
31  Мексика 354 900 2013 27 %
32  Индонезия 223 800 2013 26 %
33  Венгрия 170 300 2013 130 %
34  ОАЭ 163 800 2012 41%
35  Казахстан 155 500 2014 58 %
36  Саудовская Аравия 149 400 2013 20 %
37  Катар 149 400 2013 70 %
38  Китайская Республика 146 800 2013 30 %
39  ЮАР 139 000 2013 39 %
40  Румыния 130 400 2013 71 %
41  Украина 125 967 2015 96,5 %
42  Чили 119 000 2013 42 %
43  Аргентина 111 500 2013 23 %
44  Чехия 103 200 2013 52 %
45  Исландия 102 000 2012 699 %
46  Малайзия 100 100 2013 32 %
47  Израиль 96 300 2013 35 %
48  Кипр 95 280 2013 107%
49  Таиланд 86 100 2013 21 %
50  Колумбия 85 830 2013 23 %
51  Новая Зеландия 81 360 2013 45 %
52  Венесуэла 74 870 2013 20 %
53  Филиппины 72 810 2013 27 %
54  Словакия 68 440 2012 70 %
55  Вьетнам 68 380 2013 40 %
56  Хорватия 63 300 2013 108 %
57  Ирак 59 490 2013 27 %
58  Пуэрто-Рико 56 820 2010 61 %
59  Словения 53 900 2012 115 %
60  Пакистан 52 430 2013 22 %
61  Перу 50 150 2013 24 %
62  Египет 48 760 2013 19 %
63  Мальта 46 220 2012 496 %
64  Судан 40 920 2013 78 %
65  Латвия 39 870 2013 131 %
98  Белоруссия 38 270 2015 53 %
67  Болгария 37 850 2013 70 %
68  Марокко 36 510 2013 35 %
69  Сербия 35 110 2013 80 %
70  Кувейт 34 410 2013 19 %
71  Бангладеш 30 690 2013 22 %
72  Литва 29 550 2013 63 %
73  Бахрейн 28 820 2013 102 %
74  Шри-Ланка 27 530 2013 42 %
75  Тунис 26 950 2013 56 %
76  Эстония 26 740 2013 110 %
77  Ливан 26 740 2013 61 %
78  Куба 23 440 2013 32 %
79  Ангола 22 710 2013 18 %
80  Иордания 22 040 2013 65 %
81  Эквадор 19 910 2013 22 %
82  Доминиканская Республика 18 010 2013 30 %
83  Гватемала 17 670 2013 33 %
84  Уругвай 17 610 2013 31 %
85  Багамы 17 560 2013 210 %
86  Нигерия 15 730 2013 5 %
87  Иран 15 640 2013 4 %
88  Панама 15 220 2013 37 %
89  Коста-Рика 15 100 2013 31 %
90  Гана 14 680 2013 32 %
91  Сальвадор 14 440 2013 58 %
92  Танзания 13 820 2013 43 %
93  Ямайка 13 820 2013 96 %
94  Папуа — Новая Гвинея 13 610 2013 84 %
95  Эфиопия 11 990 2013 25 %
96  Кения 11 960 2013 26 %
98  Босния и Герцеговина 11 140 2013 59 %
99  Оман 10 840 2013 13 %
100  Кот-д’Ивуар 12 080 2009 54 %
101  Демократическая Республика Конго 10 000 2007 100 %
102  Сирия 7 621 2009 15 %
103  Мьянма (Бирма) 7 373 2009 27 %
104  Ливия 6 491 2009 11 %
105  Йемен 6 245 2009 25 %
106  Азербайджан 6 059 2013 8.2 %
107  Зимбабве 5 821 2009 132 %
108  Македония 5 458 2009 59 %
109  Боливия 5 349 2009 30 %
110  Республика Конго 5 000 2000 155 %
111  Туркмения 5 000 2009 31 %
112  Никарагуа 4 700 2009 76 %
113  Маврикий 4 567 2009 52 %
114  Непал 4 500 2009 36 %
115  Армения 4 470 2009 51 %
116  Мозамбик 4 159 2009 42 %
117  Камбоджа 4 157 2009 38 %
118  Молдавия 3 970 2009 73 %
119  Узбекистан 3 630 2009 11 %
120  Киргизия 3 467 2009 68 %
121  Алжир 3 389 2009 2 %
122  Гондурас 3 315 2009 23 %
123  Замбия 3 313 2009 25 %
124  Парагвай 3 220 2009 22 %
125  Либерия 3 200 2005 606 %
126  Лаос 3 085 2009 55 %
127  Гвинея 3 072 2009 70 %
128  Габон 3 065 2009 28 %
129  Сомали 3 000 2001 нет данных
130  КНДР 3 000 2012
131  Камерун 2 929 2009 13 %
132  Мали 2 800 2002 84 %
133  Сенегал 2 763 2009 22 %
134  Афганистан 2 700 2008 23 %
135  Нидерландские Антильские острова 2 680 2004 нет данных
136  Таджикистан 2 169 2012 28 %
137  Нигер 2 100 2003 79 %
138  Тринидад и Тобаго 2 079 2009 10 %
139  Мадагаскар 2 054 2009 24 %
140  Уганда 2 050 2009 13 %
141  Монголия 1 860 2009 44 %
142  Буркина-Фасо 1 840 2009 23 %
143  Ботсвана 1 651 2009 14 %
144  Сьерра-Леоне 1 610 2003 163 %
145  Чад 1 600 2005 27 %
146  Албания 1 550 2004 21 %
147  Западный берег реки Иордан 1 300 2007 нет данных
148  Сейшельские Острова 1 250 2009 163 %
149  Бенин 1 200 2007 22 %
150  Бурунди 1 200 2003 202 %
151  Намибия 1 184 2009 13 %
152  ЦАР 1 153 2007 68 %
153  Малави 1 091 2009 24 %
154  Белиз 945 2008 70 %
155  Гвинея-Бисау 941 2000 203 %
156  Бутан 836 2009 66 %
157  Гайана 804 2008 42 %
158  Барбадос 668 2003 25 %
159  Черногория 650 2006 24 %
160  Гамбия 629 2003 170 %
161  Мальдивы 589 2009 43 %
162  Лесото 581 2009 36 %
163  Свазиленд 534 2009 18 %
164  Суринам 504 2005 28 %
165  Аруба 478 2005 21 %
166  Джибути 428 2006 56 %
167  Гаити 428 2009 7 %
168  Антигуа и Барбуда 360 2006 36 %
169  Гренада 347 2004 74 %
170  Кабо-Верде 325 2002 53 %
171  Сан-Томе и Принсипи 318 2002 349 %
172  Сент-Китс и Невис 314 2004 79 %
173  Эритрея 311 2000 44 %
174  Сент-Люсия 257 2004 32 %
175  Коморы 232 2000 115 %
176  Сент-Винсент и Гренадины 223 2004 54 %
177  Доминика 213 2004 75 %
178  Самоа 177 2004 47 %
179  Экваториальная Гвинея 174 2009 1 %
180  Соломоновы Острова 166 2004 44 %
181  Бермуды 160 2000 нет данных
182  Острова Кука 141 1996 нет данных
183  Фиджи 127 2004 5 %
184  Маршалловы Острова 87 2008 54 %
185  Вануату 81 2004 22 %
186  Тонга 81 2004 33 %
187  Новая Каледония 79 1998 нет данных
188  Острова Кайман 70 1996 нет данных
189  Фареры 68 2006 нет данных
190  Микронезия 61 2005 нет данных
191  Гренландия 58 2009 нет данных
192  Британские Виргинские острова 36 1997 нет данных
193  Науру 33 2004 нет данных
194  Кирибати 10 1999 14 %
195  Монтсеррат 9 1997 нет данных
196  Ангилья 9 1998 нет данных
197  Уоллис и Футуна 4 2004 нет данных
198  Ниуэ 0,4 2002 нет данных
199  Бруней 0 2005 0 %
200  Макао 0 2010 0 %
201  Палау 0 2000 0 %

 

На что же влияет данный уровень? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего сделать небольшую оговорку. Дело в том, что любой долг бывает «хорошим» и «плохим». «Хороший долг» — это те средства, взятые в долг, которые будучи проинвестированы принесут больший доход, чем ваши затраты на обслуживание этого самого долга. Иными словами, если вы берете кредит в размере 100 долларов США на покупку нового станка, который принесет вам 1000 долларов США прибыли, то это «хороший долг». «Плохой» же долг – это когда вы привлекаете заемные средства не для финансирования будущего роста, а для закрытия дефицита бюджета – например, когда вы едете отдыхать в кредит. Это «плохой» долг, потому что заемные средства не принесут вам дохода, но отдавать их все равно рано или поздно придется. Другой пример «плохого долга» — это история с ГКО в 90-х, когда правительство РФ выпускало облигации для обслуживания старых долгов – фактически, происходило выстраивание финансовой пирамиды, которая была обречена на разрушение.

Соответственно, главное, что необходимо понимать при оценке внешнего долга того или иного государства – это то, зачем он был привлечен. Так, например, США имеют довольно высокое отношение долга к ВВП (чуть менее 100%), однако, как показывает практика, данный долг со временем трансформируется в экономический рост – и это одна из причин, почему США сегодня обладают одной из самых развитых (если не самой развитой) экономик в мире. В то же время, для стран с низким уровнем развития экономики, слабо развитыми трансмиссионными механизмами, высокой коррупционной составляющей и/или высокими социальными расходами привлечение внешнего долга не всегда трансформируется в экономический рост – более того, большинство экономистов сходится во мнении, что это, напротив, вредит темпам роста. На то есть масса причин: начиная от того, что высокая активность государства на долговых рынках приводит к росту кредитных ставок в стране (т.к. государство оттягивает на себя часть ликвидности с рынка, что приводит к падению предложения в стране), что очевидным образом отрицательно сказывается на темпах роста экономики, и заканчивая тем, что высокий уровень долга, который не трансформируется в рост, рано или поздно, вероятно, приведет к росту налогов в государстве (т.к. правительству надо чем-то закрывать дефицит бюджета и обслуживать долг) – а с подобными ожиданиями ни одна компания в здравом уме не начнет серьезных инвестпроектов, которые необходимы для развития экономики.

Кроме того, необходимо понимать и структуру инвесторов во внешний долг той или иной страны. Так, например, Япония отличается высоким уровнем внешнего долга к ВВП (230%), однако следует учитывать, что в Японии очень большая база частных инвесторов, которые вкладывают свои средства в японские государственные бумаги – иными словами, заметная часть данного долга на самом деле является не внешней, а внутренней задолженностью японского правительства перед своими же гражданами – и это принципиально иная ситуация, нежели долг перед внешними инвесторами: к примеру, заморозить выплаты по долгу своему же населению много проще, чем провернуть подобную историю с компаниями/другими государствами.

Наконец, напомню старую пословицу: «Если ты должен банку 1 тысячу долларов, то это твои проблемы; если миллион – это проблемы банка». Несмотря на то, что уровень американского госдолга довольно высокий, следует помнить одну простую истину: поскольку США является одной из самых успешных мировых экономик, а доллар – самой популярной мировой валютой, это в значительной степени снижает любые возможные риски дефолта. Американские казначейские облигации фактически считаются безрисковым активом, и в них вкладываются все – начиная от компаний и физических лиц, заканчивая государствами. Именно из-за того, что США должны всем вокруг, мне чрезвычайно сложно представить даже теоретическую возможность того, что США в ближайшее время будут испытывать проблемы с обслуживанием своего долга. Представим, что я — одна из стран-кредиторов США и американское правительство по какой-то причине (не важно по какой именно) не может сейчас обслуживать свой долг. У меня будет выбор: либо я начинаю переговоры по рефинансированию задолженности (и рано или поздно получаю свои средства или хотя бы их часть), либо я начинаю процедуру дефолта. Процедура дефолта в случае внешнего долга – это вообще тема для отдельного разговора (потому что, очевидным образом, ты не можешь прийти в другую страну и забрать активы в счет погашения задолженности), однако, в любом случае я столкнусь с массой проблем в случае подобного сценария развития ситуации: во-первых, я сама лишусь части своих средств (которые я как государство вложила в американский долг), во-вторых, своих средств лишатся мои крупнейшие предприятия (которые тоже покупают американские облигации), в третьих, средств лишится мое население, в четвертых, убытки понесут и наши контрагенты. Иными словами, в случае дефолта США по госдолгу по всему миру пойдет такая серьезная волна последствий, что она потенциально может разрушить всю мировую экономику в клочья – именно поэтому никто и никогда не допустит подобного сценария.

Подводя итоги, скажу еще раз, что сам по себе уровень внешнего долга (даже в привязке к ВВП) не является достаточным показателем для того, чтобы делать какие-либо выводы – прежде всего, необходимо учитывать причины возникновения задолженности и базу инвесторов, которая держит этот долг. Американские казначейские облигации де факто считаются безрисковым активом по всему миру – и это настолько серьезная часть мировой экономики, что я сильно сомневаюсь, что в ближайшее время с этим активом могут возникнуть серьезные проблемы. Таким образом, подобные облигации являются хорошим способом сохранить свои средства – да, их доходность не слишком велика (не более 3% годовых в настоящий момент), однако низкие риски и возможность заработка на валютной переоценке обуславливают популярность этих инструментов в портфелях инвесторов по всему миру. Самое приятное, что тебе не обязательно быть крупной компанией (или, тем более, государством), чтобы вложить свои капиталы в казначейские облигации США – достаточно обратиться к хорошему брокеру, и это можно сделать, не вставая с дивана.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz